Главная » Наши авторы » Наши авторы

Игорь Галась: «Качество жизни жителей края должно расти вне зависимости от того, чьи это расходные обязательства – муниципалитета, региона и

 Сегодня  на сайте Администрации  Краснодарского края вышло интервью вице-губернатора Игоря Галася. Сайт- портал "ТЭК Кубани - новости" полностью публикует текст этого интервью.
 

-- Удалось ли рассчитаться по долгам 2015 года перед поставщиками услуг, товаров и работ?

К сожалению, плановые назначения краевого бюджета мы не выполнили практически на 10 млрд рублей. При плане в 157 млрд фактически поступило 148 млрд рублей собственных налоговых и неналоговых доходов. В конце 2015 года образовалась кредиторская задолженность порядка 6,5 млрд рублей. Часть ее является непросроченной. Совместно с поставщиками и подрядчиками удалось перенести сроки оплаты по выполненным работам. Нам пошли навстречу, отнеслись с пониманием, финансовые планы некоторых компаний позволяли перенести сроки, подождать. Но такая возможность была не у всех – в итоге у нас есть и просроченная кредиторская задолженность. Я думаю, это процентов 20 от всей суммы. Мы начали ее активно погашать с первых же рабочих дней года.

В первый же рабочий день губернатор провел совещание по итогам года и поставил задачу полностью погасить кредиторскую задолженность в течение первого квартала. Уверен, что эта задача будет выполнена. У нас разработана «дорожная карта» по балансировке расходов-доходов, в том числе, для погашения кредиторской задолженности. Работаем в ручном режиме. Достаточно сложно выработать алгоритм, кому погашать задолженность в первоочередном порядке: пытаемся учитывать и состояние контрагентов, и отраслевую специфику. Но, повторюсь, задачу губернатора выполним.

--- Вы говорили: «Снизились поступления в бюджет от участия консолидированной группы налогоплательщиков. Это крупные компании федерального масштаба из нефтегазового и банковского секторов». Если это федеральные компании, может быть, в этой ситуации есть смысл рассчитывать на помощь федерального бюджета?

Естественно, мы проводим определенную работу. Губернатор полностью в теме вопроса, он постоянно встречается с представителями федерального правительства, рассказывает им о специфике и состоянии нашего краевого бюджета. При его непосредственном участии нам уже удалось передать в федеральную собственность Главный Медиацентр в Сочи – один из олимпийских объектов. Теперь это задача федерального правительства его дальше использовать, нести текущие расходы по его содержанию. Самое главное, что мы смогли добиться и соответствующего поручения президента РФ о компенсации нам затрат на создание этого объекта. Так и по другим направлениям мы пытаемся работать с федерацией точечно. Да, бесспорно, есть четкие регламентированные процедуры финансовой помощи субъектам Федерации: это и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, это различные субсидии. Они регламентированы, понятны. Мы активно претендуем на них на тех условиях, которые соответствующими порядками и положениями прописаны, предусмотрены. Но, учитывая определенную специфику и края, и наше участие в подготовке к Олимпиаде, связанные с ней соответствующие определенные трудности с исполнением бюджета, направление в короткий промежуток времени значительных финансовых ресурсов, нам необходима дополнительная помощь. Поэтому здесь рассчитываем (именно в этой специфичной части) на поддержку федерации.

Что касается непосредственно вашего вопроса по налогу на прибыль. Этот налог является одним из ключевых доходных источников краевого бюджета. Когда экономика растет, то растут и поступления, но когда есть спад, в первую очередь, он сказывается именно на данном доходном источнике. Это называется высокой волатильностью доходного источника. Естественно, когда мы в период роста принимаем какие-то расходные обязательства, в период экономического спада сложно те же расходные обязательства подкрепить доходными источниками, прежде всего за счет снижения налога на прибыль организаций.

--- Насколько сальдо доходы-расходы близко к нулю?

Ручное управление – не от хорошей жизни. Я вообще склонен к тому, что в работе нужно исходить из наличия четких, понятных, ясных регламентов. И мы к этому стремимся. Но вот эти форс-мажорные обстоятельства нас вынуждают «включать ручной режим». Что касается бюджета на 2016 год: разработка его проекта началась еще весной 2015 года, он редактировался в конце лета, а в начале осени мы внесли его на рассмотрение в ЗСК. Понятно, потом мы корректировали его с учетом экономической ситуации, но надо объективно, честно сказать, что не до конца. Итоги 2015 года, которые мы получили, и работа, которую мы сейчас проводим с администраторами доходов консолидированного бюджета как федеральными, так субъектовыми и муниципальными органами, она говорит о том, что у нас есть необходимость корректировки доходной части в размере от 15 до 7 млрд рублей. Такие цифры и эксперты называют. Мы видим, что 7 млрд – это реальность.

--- Исходя из ваших слов, мы понимаем, что есть дефицит, но мы понимаем это уже в начале года. Есть время, порядка 300 дней, грубо говоря, чтобы нарастить эти 7 млрд рублей?

Да, это уже, собственно говоря, наша прямая ответственность. В прошлом году, когда формировалась команда губернатора (я пришел за два месяца до конца финансового года) было уже достаточно сложно корректировать, были заключены контракты, поле для маневра было ограничено. Сейчас это полностью моя ответственность, прежде всего, в части сбалансированности бюджета, чтобы не допускать той ситуации, когда имеется кредиторская задолженность и когда из-за неоплаты из бюджета наши хозяйствующие субъекты становятся на грань банкротства или каких-то финансовых санкций. Не говоря уже о том, что категорически недопустимы ситуации, когда есть какие-то проблемы с выплатой социальных платежей, заработной платы. Кстати, несмотря на такое тяжелое завершение 2015 года, а у нас нет задолженности по зарплате в бюджетной сфере и все социальные выплаты, те которые именно выплачиваются гражданам, они обеспечены.

Достаточно большие деньги идут на поддержку сельского хозяйства. Краевой бюджет разворачивается к жителям села. Я правильно понимаю, что есть время разбрасывать камни, а есть время собирать? Т.е. сейчас мы вкладываем деньги в сельское хозяйство в надежде на то, что при хороших перспективах уже осенью или на следующий год эти деньги вернутся в виде налогов, поступлений, и бюджеты будут дополнительно пополняться.

Безусловно, это одна из ключевых наших позиций. 70% бюджета социально-ориентированно. Это, в том числе, в результате первого этапа работы по сбалансированности бюджета. Мы сократили часть бюджета, которая не носила ярко выраженного социального характера и, если раньше социально ориентированные расходы были до 60%, то в этом году предусмотрено 70% на социальные нужды.

Остальную часть пришлось более интенсивно сокращать, но при этом мы все-таки постарались сохранить те расходы бюджета, которые направлены на повышение качества жизни на селе и стимулирование отдельных отраслей производства, ключевых отраслей экономики. Это, прежде всего, сельское хозяйство. Бесспорно, и в предыдущие годы значительные финансовые ресурсы направлялись на поддержку сельского хозяйства, но именно сейчас включили стимулирующий механизм. Будем стимулировать тех сельхозтоваропризводителей, которые занимаются животноводством, поддерживать ЛПХ, фермерские хозяйства. В этом направлении здесь поменялось качество поддержки.

То же самое мы говорим и о промышленности. Это второй столп, от которого мы ожидаем отдачу. Может не в этом году, но в последующие годы однозначно. Это создание промышленных парков, логистических сельхоз центров и т.д. В целом стимулирование инвестиций и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе – это ключевой элемент дальнейшего роста экономики и наполняемости бюджета. В этом отношении совместно с коллегами подготовлены предложения законодательного характера на краевом уровне по стимулированию инвестиций. Да, сейчас мы объективно не можем предоставить льготы по действующим предприятиям. Но для них мы и не планируем усложнять условия в части налогов. А вот для инвестиционных проектов, от которых не предусмотрены доходы в этом бюджете, но заложен стимул для получения в будущем, рассматриваются возможности предоставления льгот по налогу на прибыль, по налогу на имущество. Эти инициативы в ближайшее время будут внесены на рассмотрение в ЗСК.

--- В современных условиях жизни в России, когда был принят ныне действующий бюджетный и налоговый кодексы получилось так, что бюджеты разных уровней, начиная с муниципального, очень плотно увязаны. Проблемы одного из бюджетов, так или иначе, отражаются на тех, кто рядом. Мы посмотрели, как выглядит бюджет Краснодара. Давайте обратим внимание, что есть дефицит. Доходы порядка 21 млрд рублей, а расходы – 23 млрд рублей, такая ситуация не только в Краснодаре. Готов ли край оказать помощь муниципалитету и насколько размер этой помощи в 2016 году будет отличаться от 2015 года?

Согласен, что нельзя разделять бюджет краевой и бюджеты муниципалитетов. В целом их совокупность – консолидированный бюджет Краснодарского края. Если муниципальные образования не будут выполнять свои обязательства, которые в силу Конституции, федеральных законов закреплены за органами местного самоуправления, мы как власть субъекта должны на это реагировать и должны обеспечивать. Нам важно, чтобы человек получал полный комплекс услуг, чтобы качество жизни росло вне зависимости от того, чьи это расходные обязательства – муниципалитета, края или даже федерации. Необходимо сказать, что существующий предусмотренный законодательством комплекс мер в рамках межбюджетных отношений нами активно применяется. Муниципалитетам мы дополнительно передаем доходные источники по закрепленным законом нормативам отчислений, что установлено бюджетным законодательством. У нас есть фонд финансовой поддержки муниципальных образований, где дотации направляются муниципалитетам в зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности. У нас широкий спектр субсидий, которые реализуются в рамках госпрограмм, и значительная часть этих субсидий направляется именно на поддержку расходных обязательств муниципальных образований.

Если говорить конкретно о Краснодаре, то в конце года была активная дискуссия по поводу отмены программы «Краснодару – столичный облик». Мы четко говорим, что все те мероприятия, которые реализовывались в рамках программы, они есть в различных государственных программах. Просто теперь городу придется быть более активными, доказывать, что расходы эти более необходимы Краснодару, чем другим муниципальным образованиям. Эффективность расходов обосновывать, оптимизировать расходы. Если такая работа будет проводиться, то Краснодар вправе рассчитывать на дополнительную помощь в виде тех же, допустим, бюджетных кредитов, которые также активно по льготным ставкам муниципальные образования привлекают. Ставка символическая – 0,1%. Это существенная помощь в рамках сложившейся экономической ситуации. Дальше можно будет рассчитывать на большее поступление доходов в бюджет, в том, числе и обеспечивать возврат этих средств.

 

Категория: Наши авторы | Добавил: victoramur
| Теги: бюджет, налоги, интервью, собираемость, Игорь Галась | Рейтинг: 5.0/1
Фотографии:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]